» » » Введение в догматическое богословие - лекция 2

Введение в догматическое богословие - лекция 2


...

А.Горин


Отсюда, кач. и колич. отношение объема и формы (. к абс. истине определяется как возможностями адресата, так и целями подателя (субъ. и объ. факторы). По отношению к Богу — источнику — (. является относит. истиной, а по отн. к человеку — приемнику — количественно и качественно частью абс. истины.
Этим же определяется абсолютный характер (. для человека. (. — доступный человеку объект познания, имеющий божественное происхождение. (. приобщает нас к Богу и, будучи продуктом божественной деятеьности являнется истиным!
Полное познание (. недоступно человеку. Существует представление, что христианское богословие в целом имеет своей задачей познание (. в его кач. и колич. полноте, но и то в перспективе исторического процесса. Возможно.
Перечислим известные нам виды откровения:
— раскрытие Бога в природе как Творца и Содержителя;
— человеческая способности нравственной оценки;
— субъективное и социальное преживание общения с Богом;
— непосредственные богоявления;
— промыслительные события в жизни человека и человечества;
— предание Церкви;
— Слово Бога в виде Священного Писания, как фиксированного предания;
— Богочеловечество Иисуса Христа — высшее (. Бога — утверждение всех прочих видов (.
(Конечно, этот пречень условен, как и всякое обобщение эмпирических данных. Его пункты требуют, зачастую, немалого материала в свое обоснование из области апологетики и ей подобных философски-богословских построений. Все это имеет некоторый интерес. Иногда делают различение общего и частного (., понимая под вторым Библию, но такое деление, зачастую подразумевает весьма неполный взгляд на характер и спектр (., которые мы рассматриваем).
Что же касается познания одного из основных видов (., Священного Писания, в его качественной полноте недоступно для отдельного человека, что доказываеется рядом известных явлений: один и тот же человек при различных обстоятельствах воспринимает один и тот же текст совершенно по разному, открывая в нем все большую глубину содержания; разные люди различно воспринимают одни и те же тексты, чем объясняется, в частности, множество взаимодополняющих, а нередко и взаимопротиворечащих толкований. Кроме того, под познанием (. надо понимать не только рациональное его восприятие, но и эмоциональное, а также претворение его в жизнь, творческое его усвоение и осуществление в активной деятельности.
Итак, под человеком, (познавшим( Слово Бога, т.е. наиболее важный и непосредственно доступный каждому вид (., мы можем понимать только того, кто усвоил его настолько органически, что вся жизнь такового стала осуществлением переданого в (. — в виде Библии, Слова Бога — идеала. Таким был, как известно, Христос — нравственный Абсолют человечества (в частной, но подавляюще общепринятой интерпретации). Для всех людей доступна определенная степень усвоения и исполнения Слова Бога, большая/меньшая степень приближения к полноте познания (. — Слова Бога.
Познание других видов (., напр. физ. мира в его полноте, также доступно не отд. личности, но чел-ву в целов. Это известно из закономерностей возможностей научного проникновения в законы материального мира.
Мы говорили, что объем откровения определяется его целью. Нельзя сказать, что в том, что мы воспринимаем и осознаем как (. Бога, нет ничего кроме (. Например, человек может воспринимать природу как творение говорящее о всемогуществе и благости Творца(Пс.18:1), но возможно воспринимать ее и как источник эстетических и познавательных переживаний, как нечто содержательное само по себе, вне зависимости от ее (объективно-субъективной) откровенной функции.
В Священном Писании, наряду с богословским, нравственно-дидактическим, молитвенным, доксологическим и прочими сотериологическими аспектами мы имеем множество понятийного (география, космология и пр.) и сугубо семантического материала вне которого сотериологическое содержание не объективируется (по крайней мере в данном историко-временном континууме), (утрачивает взаимосвязь и смысл). |Пр. географии земной ж. Иисуса|. Однако сами по себе эти составляющие имеют побочныи характер и не имеют смысла.
То, что содержится в (., главное и второстепенное, достаточно для спасения воспринимающих и переживающих его содержание. Характеристика Павла – 2Т. 3:16-17 (будем помнить про динамический интерпретационный смысл этого текста). Павел даже считает (. в природе и совести достаточным для возложения на язычников, не имеющих возможности пользоваться другими видами (., ответственности за отвержение Бога и безнравственную жизнь (Рим.1:18-0;2:14-15). (Здесь я не вполне согласен с Павлом, во всяком случае, хочу указать на необходимость тщательной отшлифовки всех этих понятий. Не призывая к безнравственности и, тем более, отвержению Бога, хочу указать на широкий спектр этих понятий.
Единственной причиной того, что (. преподано людям, является воля Бога, направленая на спасение человечества, на помощь в достижении высшей степени самоидентификации и самореализации ради творения (и Бога). Таким же актом было творение и последующая история с высшим проявлением в приходе Иисуса Христа.





(. было бы бессмыслено без возможности человека воспринимать и усваивать его. С самого начала бытия человек общается с Богом, находится в процессе богопознания. Можно делать косвенные выводы о наличии как (. так и человеческой способности воспринимать его и реагировать на него. Т.е. участвовать в диалоге с Богом с исполнением или нарушением заповедей, содержащихся в (. Необходимо учитывать, что это может быть неосознанно и даже с осознаным неприятием вербальных выражений христианства и его ортодоксии (как в виде других религий, так и редчайшего чистого атеизма и агностицизма) |Пр. в кн. о. Г.Чистякова|.
Можно сказать, что эта способность к богообщению определяет уникальность положения человека (мы коснемся этого в последующих лекциях). Не будь этой способности не имело бы смысла библейское откровение и вершина откровения — пришествие Иисуса Христа. Итак, богоподобие человека является предпосылкой боговоплощения!
Надо еще заметить, что человек наделен способностью к восприятию и усвоению (. в разной степени. Надеяться на более успешное и результативное усвоение (. может человек внутренне стремящийся к воле Бога (сознательно или нет) и при этом не пренебрегающий стремлением к усвоению интеллектуального, этического и эстетического богатства человечества во всем его многообразии
Далее, в свете изложеных рассуждений об откровении и следует понимать вопросы связанные с Библией — Священным Писанием Христианской Церкви.
{далее мы рассмотрим разделение откровения и богодухновения (с различными теориями богодухновения), сферу богодухновения, воздействие богодухновения, (коснемся теорий непогрешимости, безошибочности и попробуем создать ясность в терминах), сделаем герменевтические выводы (касающиеся соотношения откровения и истолкования, истории и догмы) из нашего понимания богодухновения (гермен. проблема; теория феори/и–Барта), упомянем о герменевтических предпосылках и, наконец, поговорим об авторитете Библии и ее месте в жизни Церкви и христианина. – если успеем обо всем}
________________________________________________________________________
|| разделение откровения и богодух. – богодух. не сообщает новых знаний; но может сочетаться с (. (пр.: пророки). Так ев. Лука писал на основании своего иследования и не имел сверхъест. (., но был вдохновленным писателем | другой подход – богодух. распр. на область знания Бога и Его действия в мире. Она не касается всего чел. знания, но ее воздейст. не исчерпывается порождением только чисто интеллектуального акта /ПравМысль, VIII, с.115, 119 > 122/ | /AW, №4, с.11-14; 18, а.1; 24-26 – герм. принц.; предпос.; феория/ | /№8, с.12-19 – ист. и догма/ | /Введ. в Биб., с.27-28; 33-34 – непогр.; авторитет/ | /Бож. Откр., с. 82-85 - истинность/ | /Символ, №6, с.113-114, 116, 118а – фундаментал., непогр и пр./ | /Мень, с.14, п.7 – на осн. его разраб. закл. (+ “РПЦерковность”, с.34)/ ||
Библиография к лекции 2
Мудьюгин М., арх., Введение в основное богословие. — М.: Общедоступный православный университет, 1995; 226 с. Стр. 146–151.
Даннинг Р., Благодать, вера, святость. — С.-Пб.: (Вера и святость(, 1997; 598 с. Стр. 89–92.
(Князев А., свящ., О боговдохновенности Священного Писания // Православная мысль. — P., YMCA–Press, 1951, вып.VII; стр.113–127. …)



скачать dle 11.0фильмы бесплатно
загрузка...

Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.