» » Финансы.

Финансы.


...



Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.
Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.
В связи с развитием рыночных отношений кроме бюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Таким образом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.
Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая функция финансов.
Признаки финансов:
1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары.
2). Финансовые отношения носят распределительный характер.
3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.
Финансовый источник > финансовые ресурсы > финансовые фонды.




3. Государственный кредит (дефицит бюджета в 1996 году — 88 трлн. руб. Сейчас выделяют из государственных финансов местные финансы. Их можно обозначить как отдельную сферу.
Звенья II сферы (финансы предприятий):
1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);
Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальное страхование (все методы);
2) Личное страхование;
3) Имущественное страхование;
4) Страхование ответственности;
5) Страхование предпринимательских рисков.


Специфика коммерческого расчета:
? субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;
? финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;
? субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;
? в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.
II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.
Источники финансовых ресурсов:
??бюджетные средства;
??внебюджетные государственные фонды;
??средства населения;
??денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;
??выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;
??выручка от сдачи имущества в аренду;
??доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).
III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:
а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;
б). финансы политических и общественных движений;
в). финансы специальных целевых фондов;
г). финансы благотворительных фондов.
Общественное объединение — добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.
Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:
– денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;
– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;
– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;
– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;
– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.
Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:
– самоокупаемость;
– сметное финансирование.


– казначейские ссуды.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ.


1-й случай: при ускорении оборачиваемости;
2-й случай: при сокращении производства;
3-й случай: при сокращении запасов;
4-й случай: при сокращении материалоемкости;
5-й случай: замена собственных средств заемными.
Существует четыре источника финансовых ресурсов из заработной платы (V):
1. налоги в бюджет и внебюджетные фонды;
2. уплата страховых взносов;
3. покупка ценных бумаг;
4. хранение средств на счетах в банках.
Прибыль же выступает источником финансовых ресурсов в полном oбъеме. Существует 7 направлений расходов финансовых ресурсов:
1. капитальные вложения;
2. прирост оборотных средств;
3. прочие материальные затраты;
4. резервы;
5. социально - культурные потребности;
6. денежные выплаты населению;
7. помощь другим странам.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.
Финансовый рынок — это особая форма денежных операций, где объектом купли - продажи выступают свободные денежные средства субъектов хозяйствования, государства и населения. Причем предоставление этих средств производится на основе выпуска и обращения различных видов ценных бумаг.
Участники финансового рынка:
Сберегатели – юридические и физические лица накапливающие денежные средства в связи с тем, что расходы меньше накопленных средств, сосредоточенных на руках в виде наличности или на счетах в банках (население, предприятия и государство).
Инвесторы – субъекты хозяйствования (органы государственного управления, направляющие денежные средства на покрытие срочных и длительных потребностей).
Эмитенты - юридические лица, которые могут выпускать ценные бумаги. С помощью финансового рынка денежные накопления сберегателей привлекаются для инвестирования затрат на развитие производства, осуществление государственных и региональных целевых программ и других нужд. Объективной предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличием источников финансовых ресурсов.
Функциональное назначение финансового рынка - осуществление аккумуляции и перераспределения денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования и государственных органов. Формирование и функционирование финансового рынка обусловлено следующими экономическими, правовыми и организационными факторами.
Экономические факторы – наличие в экономике реальных собственников, обладающих реальной самостоятельностью, которые способны заключать сделки, предлагая спрос на денежные средства, а также инвестировать их (это реальный спрос на денежные средства). Правовые основы - соответствующие юридические документы, регламентирующие деятельность рыночных структур. Организационные основы - воплощаются через формы организации рыночных операций (фондовые биржи и межбанковские объединения). На фондовых биржах и межбанковских объединениях наряду со сберегателями, эмитентами и инвесторами функционируют посредники: брокеры и дилеры. Брокеры осуществляют число посреднические операции. Дилеры выполняют посреднические операции и самостоятельно принимают участие в купле - продаже ценных бумаг.
Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально - финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре общественного производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического прогресса. Финансовый рынок позволяет цивилизованным образом покрыть дефицит государственного бюджета, для чего государство выпускает ценные бумаги и продает их.


Требования к ценным бумагам:
а). должна иметь номинальную цену;
б). должен устанавливаться срок ее обращения.
в). должен быть установлен фискальный режим: условия выплат.
Эти положения указаны в законе о выпуске ценных бумаг, а также оговорен надзор за выпуском ценных бумаг со стороны государства.
Рыночный курс зависит от нормы процента, размера выплат, срока функционирования и т.д.
Виды ценных бумаг:
а). долговые [например, облигация] (этот вид означает, что владелец данной ценной бумаги является кредитором, а не владельцем предприятия. В них твердо указано обязательство выплатить номинал долга);
б). долевые [акция] (показывает, что владелец этой ценной бумаги является владельцем или совладельцем предприятия - эмитента. На них указывается непосредственная доля держателя в реальной собственности).
По облигации в конце года выплачивается доход, который зафиксирован на ней и не зависит от экономического состояния предприятия (от ее успеха также). Этот вид ценных бумаг представляет собой наиболее нерисковый тип ценных бумаг, так как выплата по ней гарантирована. Права владельца облигации намного уже, чем у владельца акции.
Акция дает владельцу следующие права:
??право посещения собраний акционеров;
??право принятия управленческого решения;
??право участия в распределении прибыли (доход по акции зависит от прибыли (не исключено полное отсутствие дохода)).
Однако в случае банкротства организации в I очередь удовлетворяются кредиторы организации (владельцы облигаций). После удовлетворения всех, рабочих и т.п. кредиторов удовлетворяются акционеры.
На финансовый рынок входят не только предприятия, но и государство. Ценные бумаги, которые выпускает государство:
— казначейские векселя;
— боны;
— ноты.
В Российской Федерации выпускаются следующие ценные бумаги:
??государственные краткосрочные обязательства (ГКО);
??облигации федерального займа (ОФЗ);
??золотые сертификаты.
Финансовые рынки ценных бумаг делятся на:
??первичные рынки ценных бумаг (осуществляют первичное размещение ценных бумаг;
??вторичные рынки ценных бумаг.
В качестве финансовых посредников на первичных рынках ценных бумаг выступают банки и инвестиционные компании. На первичном рынке акции и облигации размещаются по эмиссионной цене (она, как правило, ниже номинала).
Вторичный рынок возникает, когда первичный владелец избавляется от облигаций и акций на фондовых биржах.
Фондовая биржа — место. где происходит купля - продажа ценных бумаг, хотя может осуществляться и первичное распределение.
По характеру сделок фондовые биржи делятся на:
а). замкнутые фондовые биржи (на ее торгах участвуют только члены биржи);
б). биржи со свободным допуском, но сделки на них совершаются только маклерами (посредниками);
Есть биржи, находящиеся под контролем государственных органов.
Функциями биржи являются:
а). осуществление операций с ценными бумагами;
б). предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов;
в). предоставление возможности сберегателям использовать накопленные денежные средства с максимальным эффектом;
г). осуществление перераспределения финансовых ресурсов позволяющее изменить структуру и пропорции общественного производства.
На вторичном рынке ценные бумаги продаются по курсовой стоимости (К). Номинальная стоимость — стоимость, указанная на ценной бумаге (N). Эмиссионная стоимость — Э.


? налоговая политика;
? бюджетная политика.
Основная задача экономического стимулирования — обеспечение экономического роста, проведение антикризисной и антицикличной политик.
Государственное регулирование способствует не только экономическому росту, но и изменению народно - хозяйственных пропорций, т.к. государство концентрирует в своих руках огромные финансовые ресурсы.
Существуют следующие бюджетные методы финансирования народного хозяйства:
1. Государственные капитальные вложения (этот метод используется для оживления экономики, создания новых отраслей и т.д.).
2. Государственные закупки (с их помощью устанавливается совокупный спрос; государство способствует своевременной реализации товаров).
3. Субсидии (средства которые даются безвозмездно). Бывают 3 видов:
? дотации (вид субсидий, используемых на покрытие убытков, задолженностей, например, по заработной плате);
? субвенции (вид субсидий, используемых на целевые расходы);
? экспортная премия (вид субсидий, используемый для снижения цены экспортируемого товара).
4. Инвестиции в СП (совместные предприятия).
5. Льготное кредитование со стороны государства.



2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.
3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.
Функции финансовой политики:
??фискальная; ??экономическая.
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:
1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.
2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.
3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.
Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.
В РФ при Е. Гайдаре выполнялся только лишь первый пункт при том, что не учитывались особенности народного хозяйства и социальной политики, что привело к печальным результатам. После Гайдара Черномырдин сначала делал попытки разрозненных действий, а потом появилась финансовая программа стабилизации. В ней, во–первых, отсутствовала концептуальная разработка финансовой политики, во–вторых, подход к проведению финансовой политики являлся прагматичным (не творческим) – копирование зарубежного опыта.
Финансовая политика велась без учета состояния народного хозяйства. Однако финансовые мероприятия в то время содержали множество просчетов. Среди них: либерализация цен (в условиях монопольного хозяйствования), государство недостаточно реагировало на изменения условий хозяйствования и анализировало финансовую ситуацию.
Минфин, на который возложена обязанность выработки финансовой политики, подготавливает несколько вариантов финансовой политики. Все они подвергаются экспертной оценке и наиболее оптимальный вариант направляется в правительство. Многовариантный проект требует строго использования математического моделирования и прогнозирования. При выработке финансовой политики необходимо создать запас финансовых ресурсов с их постоянным увеличением. Необходимо определить наиболее рациональные доли изъятия доходов и предприятий государством. При выработке финансовой политики большое значение придается распределению финансовых ресурсов и их концентрации на основных направлениях.
Финансовое положение страны характеризуется рядом показателей:
??ВНП или НД (национальный доход) – главные источники финансовых ресурсов (в РФ сейчас спад ВНП – 50 %).
??Объем инвестирования (в РФ – 1/3 от прежнего уровня и наблюдается спад инвестиционного процесса).
??Темпы обновления основных фондов (в РФ сейчас носят минусовой характер).
??Рост производительности труда (он в РФ сейчас носит минусовой характер).
??Жизненный уровень населения (в РФ снижается)
??Дефицит государственного бюджета (в РФ постепенно снижается в настоящее время – 4 %). Должен быть не более 3 %.
Финансовая система характеризуется неплатежами в государственный бюджет. Так, например, в 1995 году было собрано всего лишь 65 %. Из-за систематической неплатежеспособности приходится повышать государственный долг. Около 500 трлн. руб. – проиндексированные сбережения населения, таким образом, российское государство имеет как большую внешнюю задолженность, так и большую внутреннюю.
Финансовая политика стабилизации включает в себя:
1) Остановить инфляцию:
1992 год – 26 раз 
1994 год – 3 раза 

1993 год – 9 раз 
1995 год – 2 раза 

в 1995 году произошло резкое падение инфляции
январь – 18, 5 %;
февраль – 2 %;
март – 2, 8 %.
Идеал – 20 % в год (примерно 1 – 2 % в месяц).
2) Снижение дефицита бюджета до 3 %
3) Государственный долг – до 1/2 ВНП.
К финансовой политике примыкает денежно - кредитная политика. Одно из достижений финансовой политики — отказ в законодательном порядке от покрытия государственного долга путем выдачи Центробанку кредитов (эмиссии).
Задачи финансовой стабилизации:
??стабильные цены (инфляция = 0). Однако инфляция присутствует и в развитых странах, где она равна примерно 1, 8 % в год.
??дефицит бюджета не более 2 – 3 % от ВНП.
??государственный долг должен составлять небольшую сумму и расти только с ростом ВНП.


При выборе основных направлений инвестирования средств большое внимание уделяется показателям финансоемкость и финансоотдача. Они являются критериями для выработки целевых программ.
Финансоемкость – какое количество финансовых ресурсов требуется на выполнение той или иной программы.
Финансоотдача – количество прибыли получаемой на вложенные ресурсы. Основной задачей является снижение финансоемкости и повышение финансоотдачи в общественном производстве. При этом необходимо помнить, что важным резервом роста финансовых ресурсов выступает улучшенная воспроизводственная структура финансовых ресурсов стоимости общественного продукта.
Так как основным источником финансовых ресурсов является добавочный капитал (прибыль), то чем выше доля прибыли в стоимости общественного продукта, тем выше резервы роста финансовых ресурсов.
2. Использование специальных поощрительных фондов.
3. Финансовые стимулы, связанные с бюджетными методами интенсификации производства.
Проводя активную финансовую политику, государство может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.
Чтобы бюджетные доходы превратились в бюджетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.
4. Специальные финансовые льготы и санкции
Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
Финансовый механизм – совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы. Инструментами выступают налоги и неналоговые поступления.
Большое значение имеет выработка финансового механизма для выполнения финансовой политики. Учет условий в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих приемов и методов, необходимых для реализации поставленных задач связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, развитие хозяйства всех регионов. Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.
Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения стоимости валового национального продукта национального дохода. Государство определяет налоги, принципы и направления использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений. При этом важное значение имеет контроль.
Финансовый механизм делится на:
– финансовый механизм организаций;
– страховой механизм;
– механизм функционирования государственных органов;
– кредитную политику.
В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям финансовой системы.
Территориальное деление:
//- финансовый механизм федерации;
//- финансовый механизм республики;
//- финансовый механизм местных органов.
По воздействию на общественное производство:
а). механизм мобилизации финансовых ресурсов;
б). механизм предоставления финансовых ресурсов;
в). механизм стимулирования общественного производства.
Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов.
Государство устанавливает способы организации финансовых отношений и фиксирует эти способы в нормативных актах и финансовым правом. Финансовый механизм и финансовая политика тесно связаны с финансовым правом. Наличие юридических норм позволяет установить единые требования во всей финансовой системе. Финансовое право является инструментом формирования и проведения финансовой политики и оказывает влияние на экономическую политику.
Можно схематически изобразить эти связи:
1. Использование финансов через познание возможностей этой категории.
2. Правовое оформление финансовой политики.
3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач.
4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.
Финансовая политика на современном этапе.
В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются:
1). проведение мероприятий по переводу предприятий на рыночные отношения;
2). преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно - кредитной системы;
3). комплекс мер по социальной защите населения.
В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются:
– разумная приватизация государственного сектора;
– дальнейшее развитие антимонопольной политики;
– совершенствование действующей налоговой системы;
– финансовое обеспечение конверсии;
– развитие финансового рынка;





– ликвидация бюджетного дефицита;
– сокращение внутреннего и внешнего долга;
Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.
Блок 1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя:
??планирование; 
??систему расчетов; 

??прогнозирование; 
??аренду; 

??самофинансирование; 
??страхование; 

??инвестиционную программу; 
??залоговые операции; 

??кредитование; 
??траст; 

??выпуск ценных бумаг; 
??факторинг; 

??налогообложение; 
??лизинг; 



– управление налоговых реформ;
– управление ценными бумагами и финансовым рынком;
– управление финансирования сельского хозяйства.
Сейчас формируется управление финансирования конверсионных программ.
Казначейство - создано в 1993 году. Эта структура была создана для того чтобы осуществлять функции бюджета. Кроме того, казначейство проводит расчеты, депозитные и другие операции, которые раньше выполнял Центробанк, т.к. Центробанк был исполнителем бюджета.
Казначейство возглавляется главным управлением федерального казначейства. Это главное управление входит в центральный аппарат Министерства финансов и подчиняется непосредственно ему. Можно сказать, что казначейство представляет собой внутренний банк Министерства финансов, который имеет отделения на местах и свою систему расчетов. На 01.01.94 было создано 59 территориальных органов.
Контрольно - ревизионное управление создано при Министерстве финансов в 1923 году. Оно подчиняется непосредственно Министерству финансов. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ - это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:
– документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;
– проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.
Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для финансового контроля.
Старые структуры:
– управление финансированием социальных программ и науки;
– управление финансированием обороны и безопасности;
– управление валютно - финансового регулирования.
Автоматизация управления финансами.
Автоматизированные системы управления становятся неотъемлемой частью работы финансовых органов. Автоматизированные системы базируются на элементах программирования и ЭВМ.

ТЕМА 6


Как правило, планы отличаются от своего результата исполнения, но во всем мире это отличие составляет десятые доли процента.
Важнейшим принципом планирования является принцип непрерывности, который применяется в том смысле, что планировщик вносит коррективы в план ежегодно. гибкость планов должна обеспечивать их жизненность, а финансовая техника придумала принцип “скользящий бюджет”. этот принцип применяется для большинства расходов, особенно при расчете государственных ассигнований. В этих бюджетах (составляемых на 5 лет) есть определенные понятия в виде цифр по годам:
Цифра 1 года – окончательная;
Цифра 2 года – твердая;
Цифра 3 года – относительно твердая;
Цифра 4 года – предварительная;
Цифра 5 года – приблизительная.
Это системно – вариационный метод планирования (ППБ).
ППБ – планирование, программирование и бюджетирование:
I статья – планирование (включает в себя формирование и изложение целей и задач, в направлении которого должны действовать организации при своем функционировании);
II статья – программирование (подразумевает подбор имеющихся и нахождение новых средств, которые используются для достижения целей. Программирование означает процесс простирающийся в далекое и ближайшее будущее);
III статья – бюджетирование (процесс перевода общих многолетних программ на язык годовых бюджетных цифр по финансовым годам. Это процесс распределения всей совокупности количественно выраженных операций по традиционной бюджетной группировке).
Финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы:
– предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют “баланс доходов и расходов”. 

– предприятия и организации, функционирующие на некоммерческих началах составляют “смету”. 

– план общественных объединений – “Финансовый план”. 

– органы государственной власти составляют “бюджет” (разных уровней: центральный, местный, субъектов Федерации). 

Методы планирования:
??экстраполяция (состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики; в расчетах исходят из показателей отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений; динамика показателей экстраполируется на будущее);
??нормативный (по определенным нормам);
??математического моделирования (построение модели процесса и перенос ее в финансовую область);
??балансовый (применяется для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой; его нарушение приводит к тому, что нарушаются связи, согласование и возникает несоответствие между разделами финансовых планов).

ТЕМА 7


Функции финансового контроля:
1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);
2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;
3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.
В финансовом контроля важное значение имеет бюджетный контроль, который охватывает прежде всего государственный бюджет и внебюджетные фонды (неправительственные). Бюджетному контролю подвластны местные финансы и финансы предприятий, принадлежавших государству.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.
Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.
Органы финансового контроля:
I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное управление при Президенте РФ).
В РФ в ведении Контрольно - счетной палаты находятся такие вопросы, как контроль за:
1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием как правительством, так и законодательными органами; пресечение расточительства;
2) эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности;
3) использованием средств специальных фондов, например, пенсионного, занятости, социального страхования; "Чернобыля" и т.д.;
4) источниками денежных доходов общественных организаций включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям.
II. Специальные ведомства государственного финансового контроля.
III. Специальное контрольное ревизионное управление.
Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ – это единственная система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:
? документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;
? проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.
Главная проблема в работе этой структуры - законодательная база для финансового контроля.
IV. Органы финансового контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, наименее эффективен).
Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики. В составе аппарата Минфина функционируют контрольно - ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера - ревизора. Контрольно - ревизионные управления и аппараты контролеров - ревизоров проводят все виды ревизий производственно - финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.
Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, Госкомитеты, министерства и ведомства проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.
Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачами налоговых служб являются
а). контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.
б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно - правовой формы;
в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения;
г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.
д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству, кладов.
Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.





Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд иди арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций. Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.
Формы и методы государственного контроля.
Формы (критерий – сроки и методы)
По срокам:
??предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);
??текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);
??последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).
Методы (способ проведения):
а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);
б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);
в). обследование (изучение недостатков);
г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово - кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.
Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.


Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.
В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий или акционерных обществ; разъяснение вопросов финансово - банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д. Из перечня услуг четко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово - хозяйственных нарушений и неудач.
ЭТАПЫ аудиторской проверки:
– начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи различных показателей отчетности);
– на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов;
– третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно - аудиторской оценки.
Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях.
На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов, экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании каких данных сформулировано мнение аудиторов.
Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе экономическую, независимость от государственный и ведомственных управленческих структур.
Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к имиджу фирмы. Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы работают на основе разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их деятельность, как правило, координируется и направляется централизованной аудиторской администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.

ТЕМА 8


3. Финансовые мероприятия. 

4. Финансы государственных предприятий. 
4. Ценные бумаги (пока под вопросом) 



Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.
Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга.
Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет.
Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и используют национальный доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся:
а). образование;
б). обеспечение внутренней безопасности;
в). здравоохранение;
г). социальное обеспечение.
Структура доходов местных органов власти:
во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);
во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог);
в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству” скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).
в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях).
Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской губернии).


3 вида налогов:
1. Федеральные;
2. Республиканские;
3. Местные.
Всего существует более 60 видов налогов.
Федеральные налоги:
– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями;
– НДС;
– спецналог (отменен).
К федеральным также относятся:
– налог на внешнеэкономическую деятельность;
– акцизы
Республиканские налоги:
– подоходный налог;
– налог на пользователей автотранспорта;
– транспортный налог;
– лесной сбор.
Местные налоги (самая многочисленная группа):
– сбор за парковку автотранспорта;
– сбор на содержание милиции и т.п.
Фонды:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Налоговое бремя:


Также указываются:
а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд драгоценных металлов;
б). расчеты государства с коммерческими организациями:
– Центробанком;
– Коммерческими банками;
– Страховыми организациями.
160. Бюджетные ссуды.
238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их проведение.
Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн. руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга.
255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца).
Также включаются расходы на проведение выборов и референдумов.





3) величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 1 – 3% валового национального продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его быстрейшему сокращению;
4) для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
5) для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом. Перечисленные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.
Сюда относятся:
– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;
– ее широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
– более широкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
– снижение военных расходов;
– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;
– запрещение Центральному Банку страны предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.
С помощью иностранного капитала решается сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а, значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и скачать dle 11.0фильмы бесплатно
загрузка...

Внимание! Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.